16.06.2023
В ранней Америке камин служил средством первой необходимости. Как центр дома, горящий очаг отапливал и обеспечивал помещение теплом, в нем располагался огонь для приготовления пищи, и конечно же, камин служил главным местом сбора всей семьи и проведения семейных торжеств. Для 1600-х и начала 1700-х годов был характерен камин встроенного типа: широкий, глубокий, с открытой топкой (топка – место для сжигания топлива, была сделана в виде ниши из огнеупорного материала, кирпича или камня), как правило, с малым подобием каминной полки или вообще без нее. Топки, в основном, были больше в ширину, чем в высоту, особенно в домах голландских поселенцев. Несмотря на большой размер тогдашних каминов, в которых можно было легко готовить еду в нескольких крупных котлах одновременно, они были малоэффективными, и теряли большую часть своего тепла.
Фото. Ранние очаги отличались большими размерами и малой эффективностью.
Камины в английских домах были меньшего размера, но более эффективными. В Новой Англии (регион на северо-востоке США) и на Атлантическом побережье США, в колониальных домах того времени были установлены центральные дымоходы сразу с несколькими вытяжными трубами, что позволяло зажигать огонь в камине одновременно в двух или более комнатах на каждом этаже. Камень или кирпич, из которого был сделан камин, также помогал удерживать тепло в помещении. На Юге, камины размещались в самых дальних концах дома, чтобы уменьшить теплообразование и теплоотдачу, и иметь возможность поддерживать дом в прохладе летом.
Фото. Камины, выполненные в Федеральном стиле, имели определенное сходство с моделями Колониального стиля, и выделялись своими красивыми резными и богато отделанными каминными полками или порталами.
Каминные полки были большой редкостью вплоть до 1800-х годов. Самые ранние американские очаги были заподлицо со стеной, т.е. конструкция топочного отверстия камина устанавливалась вровень со стеной. В английских колониальных домах, камины, как правило, обшивались простыми панелями от пола до потолка. Обычно использовались ровные, вертикальные деревянные панели с гладкой поверхностью, или декоративные планки «Бусинки» (на поверхности доски были деревянные шарики, которые с виду походили на бусинки; их могли делать различных размеров и по-разному оформлять). Если дом был голландского типа, то дымоход по проекту располагался внутри дома, и скрывался под внушительным колпаком, располагающимся над самим очагом. Декоративная отделка внешнего дизайна камина могла включать в себя отделку фаянсовой плиткой, или как в случае с голландским вариантом, короткие декоративные шторки, которые висели над самим очагом.
Во второй четверти XVIII века камин стал центральным элементом гостиных комнат. Декоративная обшивка камина и использование других декоративных элементов подбирались в соответствии с Георгианским стилем, который доминировал в этот период времени. Для него были характерны: сдержанный дух величия, практичность, строгость симметрии, пропорциональность форм и четкая структура всех элементов интерьера. Большое внимание уделялось функциональности и эффективности камина. В первую очередь камин должен был максимально эффективно обогревать помещения, так как в то время он служил главным источников тепла всего дома.
Не меньше внимания уделялось отделки камина и стен помещения. Георгианский стиль подразумевал деление пространства стены на три секции:
- цокольная секция – цокольная панель или рейка;
- вторая секция – середина стены;
- третья секция – фриз и карниз.
Тогда окончательно и вошло в традицию обшивать камины, а вместе с ним стену, или определенную ее секцию, декоративными деревянными панелями. Большой популярностью пользовались встроенные деревянные книжные шкафы, располагающиеся симметрично по обе стороны от камина, которые зашивались, также как стена и камин, декоративными деревянными панелями. Такая сложная дизайнерская конструкция объединяла все элементы в единое целое, служила главной изюминкой интерьера, на которую делался основной акцент, и задавала тон всему интерьеру помещения в целом. Поощрялась разнообразная симметричная отделка и декорирование стен по обе стороны от камина.
Камин как важный дизайнерский элемент интерьера начал получать признание с середины XVIII столетия. В этот период его преобразований, стали появляться красивые резные каминные полки, разнообразные декоративные вставки и элементы. В начале XIX века большие и громоздкие камины, как в средневековых замках, в которых смело могла уместиться целая корова, все еще продолжали пользоваться большой популярностью. Такие камины были крайне неэффективны при обогреве помещений, и кроме того, наполняли комнаты дымом. Но с 1795 года традиционный дизайн каминов начал меняться. Так, сэр Бенджамин Томпсон, граф Румфорд (Рамфорд), начал возиться с конструкцией топки и дизайном камина, с целью усовершенствования и увеличения эффективности камина. В результате всех его усилий получилась основа основ — стандартная форма всех каминов открытого типа, которой мы сегодня и пользуемся. Камин Румфорда стал больше в высоту, и значительно уменьшился в ширину. Это сделало его намного компактнее и меньше в размерах, по сравнению с каминами, выполненных в традиционных стилях, намного уменьшилась глубина топки, углы с обеих сторон стали остроконечными, четко обрисовывая саму форму камина. Благодаря новому дизайну и характерным революционным изменениям в конструкции камина, он стал намного эффективнее, излучал больше тепла в помещение, чем предыдущие староформатные модели. Другим важным ключевым элементом модели камина Румфорда, стали его узкая горловина и узкая высокая топка: усиливалась тяга, не возникало завихрений воздуха, дым направлялся вверх по трубе и не попадал в помещения. Бенджамина Томпсона, графа Румфорда стали называть «человеком, освободившего кухни Лондона от дыма»
Фото. Камин графа Румфорда стал основной современных каминов открытого типа.
Оформлением внешнего дизайна камина и околокаминного пространства, вплотную в США занялись уже после войны за независимость. Тогда стали уделять значительное внимание внешнему эстетическому виду камина, и использовать для его оформления самые разнообразные материалы и элементы. Вообще, камины, выполненные в Федеральном стиле или в стиле Греческого Возрождения являются одними из самых запоминающихся моделей того времени.
Фото. Викторианская эпоха подарила каминам богатое убранство и сложное дизайнерское оформление.
К середине 1800-х годов, поскольку страна стала промышленно-развитой, начался активный процесс урбанизации. В активно разрастающихся городах, люди для обогрева помещений, стали отдавать предпочтению углю, а не дереву. Поэтому решетки каминов стали делаться немного меньше, чтобы на них можно было крепить специальные железные корзинки с кусочками угля. Внешний дизайн оформления камина тоже значительно претерпел изменений. В качестве материала для конструкции топки камина и некоторых его декоративных элементов, стал активно использовать чугун. Зачастую топка имела арочную форму, а сам камин украшался множеством декоративных завитушек в стиле эпохи Возрождения, Рококо, которые были выполнены с помощью техники литья. Цветовая гамма отделки камина также была весьма разнообразной и полностью отвечала стилю Рококо.
Во время Викторианской эпохи, камины стали выглядеть более помпезно и богато украшено, с витиеватыми элементами, резными каминными полками и колоннами. Выделяли две основные вариации камина: комбинированные чугунные камины (топки и некоторые элементы такого камина выполнялись из чугуна, которые искусно сочетались с использованием других материалов для его отделки, зачастую с мрамором, натуральным камнем и деревом; чугунные топки для камина стали первыми вставками!) и камины, отделанные декоративной плиткой (включая топку, и особенно напольное, околокаминное пространство). Немного позже стало популярным использовать для облицовки камина и околокаминного пространства, глазурованную ромбовидную плитку всевозможных расцветок, а также украшать панель над камином зеркалами, колоннами или искусно продуманными конструкциями надкаминных полок.
Но скоро пошла обратная реакция. Так, в начале XX-го века, дизайн и форма каминов и каминных полок снова стали намного проще, как в домах в стиле Колониального Возрождения. Возвращались популярные мотивы конца 1700-х и начала 1800-х годов, иногда умело смешивая между собой элементы различных стилей этого времени. К примеру, лепные украшения Георгианской эпохи 1750-х годов и рифлёные колонны эпохи Греческого Возрождения 1840-х годов. Чаще всего при отделке камина и околокаминного пространства отдавали предпочтение кирпичу или натуральному камню.
Фото. Для каминов в стиле «Артс-энд-Крафтс» (Arts&Crafts») было характерно использование натуральных материалов, кирпича или камня, а для отделки декоративных полос, при внешнем оформлении камина, отдавалось предпочтение керамической плитке. Частым элементом декора выступал медный колпак.
Чутким и страстным любителем живой природы, был Тэдди Рузвельд (так сокращённо называли американского президента Теодора Рузвельта), инициировавший движение «Назад к природе», которое впоследствии оказало влияние на архитектурные и дизайнерские тенденции того времени. Предпочтения стали отдавать полностью функциональным каминам, сделанным из речного или другого натурального камня, что подчеркивало гармоничную связь с природой и натуральность используемых материалов.
Этот простоватый деревенский стиль, привитый Т. Рузвельтом, быстро развивался и вобрал в себя отдельные элементы декоративно-прикладного искусства. Вскоре он вылился в новое, бурно развивающиеся художественное течение «Движение искусств и ремесел» («Артс-энд-Крафтс»), где простой клинкерный кирпич был заменен на более изысканный, прекрасно отшлифованный натуральный камень, а художественная плитка с живописными узорами стала новым украшением каминов.
Независимо от того, в каком стиле выполнен камин, простой он или богато украшенный, камин продолжает оставаться главным источником тепла и уюта в наших домах. Камин – это по-прежнему один из самых желанных элементов интерьера в любом доме независимо от эпохи!