16.06.2023
Краткое содержание статьи:
- Почему архитекторы и дизайнеры без ума от мрамора?
- Как происходила добыча мрамора и его транспортировка?
- Какие государства активней всего закупают в Италии мрамор?
- Что дает камню цвет и наполняет его жилами?
- Можно ли встретить легкий мрамор?
- Зачем нужно столько способов отделки?
- Что еще можно придумать с мрамором?
- Какой сорт мрамора был использован для возведения всемирно известного собора Дуомо в Милане?
Мрамор это уникальный камень природного происхождения, который примечателен своим богатством цветов и фактур, напрямую зависящих от места добычи и условий, при которых происходило окончательное формирование породы. На нашей планете мрамор существует уже очень давно, он миллионы лет находился под землей и в горах, пока люди не научились его добывать. Его часто называют «королем камней», ведь он так приглянулся дизайнерам, архитекторам и скульпторам благодаря своему разнообразию.
Места добычи мрамора можно найти по всему миру, однако само название породы всегда будет связано с Аппенинским полустровом – Италией. Именно там мы можем обнаружить мрамор практически везде – строения и скульптуры из этого камня можно найти повсюду. В самом же центре государства находится месторождение одного из самых престижных сортов – каррарского мрамора. Кстати, здесь же добывают и другие сорта – Calacatta и Bardiglio. Этот регион считается одним из лучших для добычи камня, так как объем и ценность породы здесь просто зашкаливают.
1. Почему архитекторы и дизайнеры без ума от мрамора?
«Одной из главнейших характеристик мрамора является его долговечность, и, в то же время, его можно легко обработать, придав нужную форму, а также выбрать практически любой цвет», — говорит Давид Туррини, который работает в Pibamarmi (итальянская компания, которая занимается обработкой камня). Туррини утверждает, что свою популярность каррарский мрамор заслужил не только благодаря красоте, причиной этому послужила также долгая история породы и ее известность во всем мире.
«Можно сказать, что мрамор наполнен очарованием, воплощая в себе саму природу: неповторимый в своей естественности, не зависящий от веяний моды, почти вечный», — так говорит о мраморе Маргарита Риккарди, которая владеет фирмой Nice&Square, производящей мраморные изделия.
«Мрамор может зачаровать, потому что в нем сокрыто наше стремление к тем эпохам, когда люди выбирали долговечные материалы», — высказывается Рафаэлло Галлиотто, промышленный дизайнер.
2. Как происходила добыча мрамора и его транспортировка?
«Если обратиться к источникам античности, можно обнаружить, что мрамор добывался по уже существующим трещинам и изломам, — рассказывает Джованни Масса, который работает в геотехнологическом центре университета Сиены. — Когда трещины были найдены, люди брались за скальпели, делая в мраморе так называемые цезуры, специальные насечки, а потом раскалывали глыбу в этом месте».
18 век принес нам такое изобретение, как взрывчатка, после чего добывать камень стало намного легче и быстрее. И все-таки по-настоящему массовое производство камня началось только в 19 веке, когда на свет появились пилы, способные вырезать сразу несколько блоков одновременно.
«Еще одна революция случилась около 30 лет тому назад, когда изобрели станок с алмазной проволокой и алмазную цепную пилу, — добавляет Джованни. — Теперь можно запрограммировать машину на определенные действия, и она сделает все сама».
Что касается транспортировки каменных блоков, древние римляне пользовались двумя способами: либо позволить камням самим скользить вниз (в этом случае всегда существовал риск повреждения блоков породы), либо использовать каток из бревен. До наших дней в Апуанских Альпах можно найти колеи, которые для этого предназначались.
Причем, использование подобных катков остановилось только после Второй Мировой, когда начали пользоваться автомобильной техникой. Теперь транспортировка мрамор максимально быстрая и безопасная, что положительно влияет и на цену.
3. Какие государства активней всего закупают в Италии мрамор?
Итальянские сорта популярны во всем мире. Если посмотреть в отчетную документацию компаний по добыче камня Marmomacc Observatory и Confindustria Marmomacchine, а также узнать данные статистики, то мы увидим, что в одном только 2015 году Италия смогла экспортировать мрамор на целых 3,5 миллиардов долларов США.
Больше всего мрамора закупают США, за ними следуют европейские страны – Германия, Швейцария, Великобритания, Франция. Также неплохой экспорт в ОЭА, Саудовскую Аравию. Стабильный спрос присутствует и в России. Это все справедливо для обработанного мрамора. А вот необработанный очень популярен в Индии и Китае. В общем же, Италия экспортирует камень более чем в 140 государств.
«Такая популярность имеет место быть из-за высоких технологий, дающих нам возможность легко и качественно обрабатывать камень. Вот поэтому мы получаем все преимущества и можем конкурировать со всеми остальными», — заявляет Маурицио Данезе, руководитель компании Veronafiere, которая занималась организацией одной из крупнейших выставок мрамора в Вероне.
4. Что дает камню цвет и наполняет его жилами?
«Мрамор можно обнаружить во множестве локаций и государств, — рассказывает Луиджи Карминьяри, преподающий прикладную геологию в университете Сиены. — Благодаря различным оттенкам и текстурам все разновидности являются уникальными, образовывая отдельные сорта, так что они характерны для конкретных местностей и могут нигде больше не повториться. Особенности сорта могут быть настолько удивительными, что его будут называть по именованию одного-единственного карьера, в котором происходит его добыча».
«Характеристики, которые касаются литологии и минералогии, являются тем самым фактором, от которого зависит чистота камня, его цвет, прочность и все остальное — продолжает профессор Карминьяри. — К примеру, очень часто отличием сорта является его цвет. Так происходит потому, что на цвет влияют примеси, которые находятся в мраморе. Хлориты, железняки, колчедан и прочее – все это наполнят камень разными оттенками.
А вот если примесей очень мало или нет совсем, мрамор получит белоснежный цвет или один из тех светлых нежных оттенков, которые так полюбились всем архитекторам и скульпторам. Такой мрамор почти полностью состоит из кальцита и имеет перламутровые или белые цвета.
Фактурой мы называем строение мрамора, зерна, которые можем наблюдать на его поверхности. В зависимости от их величины, формы и положения, отличаются фактурные показатели, которые тоже могут стать сортообразующим фактором. Минеральный состав тоже может повлиять на то, как именно расположены вкрапления, зерна и прожилки, выходящие на поверхность».
5. Можно ли встретить легкий мрамор?
Каждый сорт мрамора обладает своим собственным показателем веса, однако тяжелый вес скорее достоинство, чем минус.
И все-таки, если нам хочется изготовить изделие со сложной формой, которую трудно получить естественным путем, тяжесть станет нам помехой.
Маргарита Риккарди заявляет, что их фирма запатентовала систему под названием Stonewave, что можно приблизительно перевести как «каменная волна». По ее словам, эта технология дает возможность решить проблему сложных форм, воплощенных в камне. С ее помощью можно создать изделия, которые состоят из каркаса, с наложенными на него пластинами, отделанными вручную. В результате такого подхода получаются изделия, в три раз легче тех, которые целиком сделаны из мрамора. Благодаря технологии Stonewave выходит создать даже четырехметровые пластины без единого шва. Она с успехом применяется для изготовления каменной мебели и предметов быта.
6. Зачем нужно столько способов отделки?
«Полировка – всего один из множества методов обработки натурального камня. Сегодня, выбираю отделку, люди чаще начали использовать свои предпочтения, и реже – устоявшиеся традиции», — рассказывает Альберто Бевилаква, руководитель бюро Lithos Design. Эта компания одна из первых раскрыла потенциал рельефного сайдинга из мрамора.
Сегодня мы можем использовать оборудование, которое управляется программой, написанной заранее. Это позволяет нам наносить на поверхность камня любые изображения. Всего пару лет назад об этом нельзя было и мечтать. «Подход к дизайну каменных изделий и изготовлению декоративных деталей сегодня – реальность, а не фантазия, — добавляет Альберто Бевилаква. — Мы можем добиться результата, который практически невозможен при ручной обработке камня, и создать произведения искусства, ничем не уступающие классическим.
Изделия из итальянского мрамора
Современные технологии дают нам возможность проделать очень точные расчеты и много раз повторять орнамент без вариаций, которые неизбежны, если работа ведется человеком. Все-таки, каким бы ни был талант мастера, немалую роль играет фактор усталости, а вот машина начисто его лишена.
Хотя обработка мрамора с помощью промышленных средств далеко не новшество, однако использования запрограммированных машин открывает перед нами воистину новые возможности и варианты создания уникального дизайна, потрясающего своей тонностью и безупречностью. Также такой подход позволяет создавать очень большое количество изделий при минимальных отходах».
7. Что еще можно придумать с мрамором?
«На протяжении нескольких лет я занимаюсь только одним – исследую все новые и новые формы, которые можно воплотить в мраморе, — говорит Рафаэлло Галиотто, который уже очень долго работает в сфере дизайна камня. — Когда мы изучаем предметы античности, которые сделаны из камня, то пытаемся не просто их датировать, но также понять те технологии, с помощью которых они появились на свет. Я считаю, что мы должны использовать те технологии, которые ранее не существовали. Только так мы сможем оставить о нашей эпохе достойный след.
Я свято верю, что развитие технологий дает нам отличную возможность сделать людской труд намного легче и постоянно создавать что-то, чего еще никогда не было. К примеру, я потратил много сил на то, чтобы максимально оптимизировать работу с формовочными разрезами. Теперь мы без особого усилия создаем формы, которые можно использовать как позитив или негатив обрабатываемой поверхности. Благодаря такому подходу мы получаем необходимый дизайн, затрачивая минимальное количество материала».
Начиная с 2014 года Галиотто является куратором Павильона дизайна и архитектуры на выставке Marmomacc. Он с радостью рассказывает о том, что можно создать из природного мрамора, используя самые современные технологии. Исследования дизайнера дают рынку каменных изделий и камня постоянный стимул, повышая спрос на все новые изделия из материала, который известен человечеству на протяжении долгих тысяч лет.
«Многое еще не появилось на свет: мрамору доступны такие формы и дизайн, которые вы сейчас даже не сможете представить. Чем дольше вы занимаетесь поиском, тем больше находите, и это касается абсолютно всех граней», — добавляет Галиотто.
8. Какой сорт мрамора был использован для возведения всемирно известного собора Дуомо в Милане?
Этот собор, выполненный в готическом стиле, был построен из мрамора сорта Candoglia. Этот сорт добывался в одном и том же карьере на протяжении более чем шестисот лет. На сегодняшний день он используется для проведения реставрации собора.
В 1387 году Жан Галеаццо Висконти, который правил Миланом, решил стать основателем фабрики проектирования и строительства этого масштабного проекта. Фабрика получила название Венеранда. Когда разрабатывался проект, герцог принял решение использовать не глиняные кирпичи, из которых были возведены прочие соборы в Ломбардии, а воспользоваться светлым мрамором бежевых оттенков, через который проходили прожилки розового цвета. Добыча такого камня проходила в карьерах Кандолья, находящихся несколько западнее Лаго-Маджоре.
Для этого герцог сделал карьеры Candoglia собственностью фабрики. Сначала мрамор доставляли водным путем, пользуясь развитой системой каналов и шлюзов, которые затем переходили в реку Точе, далее в Тичино и, наконец канал Навилио-Гранде. А с 1920 года начали использовать сухопутный метод доставки.
И по сегодняшний день фабрика Венеранде существует, занимаясь мрамором. Ее исторический отдел отвечает за сохранение собора в максимально первоначальном виде. Мрамор, который до сих пор добывается в карьерах Кандолья, используются для реставрации собора и замены его деталей, пришедших в негодность.